17.06.2025 01:16
108
В докладе "Росконгресса" оценил значение Северного морского пути
Борьба за контроль над основными торговыми маршрутами не только приводит к конфликтам, но и создает риски для перевозчиков.
В условиях этой конкуренции становится все более важным использование Северного морского пути как кратчайшего маршрута между Европой и Азией. Эти выводы содержатся в докладе "Росконгресса" "Милитаризация и тарифные войны. Глобальные экономические тренды 2025", опубликованном в преддверии ПМЭФ и ознакомленном с ними РИА Новости.
По мнению авторов доклада, за борьбой за контроль над торговыми маршрутами стоит стремление установить доминирование в экспорте сырья, включая транспортировку через трубопроводы. Это связано с растущими геополитическими и экономическими амбициями различных стран и регионов.В условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке торговли, важность выбора оптимальных транспортных маршрутов для перевозки товаров становится ключевым фактором успешной логистики. Северный морской путь, благодаря своему географическому положению и потенциалу, привлекает все больше внимания как потенциально выгодная альтернатива традиционным маршрутам.В современном мире значительно возрос риск для транспортировки и продажи сырья, что может привести к увеличению цен на него. Этот процесс неразрывно связан с различными рисками, включая геополитические, экономические и экологические. Поэтому становится все более актуальным использование Северного морского пути как альтернативного транзитного коридора и самого короткого маршрута между Европой и Азией. Это обеспечивает прямой доступ к мировым рынкам, включая страны Юго-Восточной Азии, Индию, государства Персидского залива и Африки. Согласно докладу, в настоящее время Панамский и Суэцкий каналы, которые являются двумя крупнейшими мировыми искусственными водными путями, находятся под угрозой утраты своей доминирующей роли. Это связано с рядом факторов, включая изменения климата, увеличение грузопотока и геополитические напряжения. В такой ситуации Северный морской путь становится все более привлекательным для международных перевозок и торговли, предлагая более надежный и экономически выгодный маршрут.Панамский канал играет ключевую роль не только для США и Китая, но и для всего мирового торгового сообщества. В связи с этим, американское правительство стремится сдерживать влияние Пекина в этом стратегически важном регионе. Под давлением со стороны США правительство Панамы приняло решение выйти из китайской инициативы "Один пояс - один путь". В то же время, гонконгский конгломерат CK Hutchison заключил сделку о продаже 90% акций Panama Ports консорциуму, возглавляемому BlackRock. Panama Ports владеет и управляет двумя портами, расположенными по обе стороны Панамского канала. Эти события свидетельствуют о нарастающей геополитической напряженности в регионе и о стремлении различных стран и компаний защищать свои интересы вокруг Панамского канала. Возможно, это лишь начало изменений, которые могут повлиять на мировую экономику и политику.Эксперты отмечают, что Панамский канал сталкивается с проблемами, связанными как с его физическими параметрами, так и с внешними факторами. Недостаточная ширина и глубина канала ограничивают проходимость новых гигантских контейнеровозов, что вынуждает их обходить мыс Доброй Надежды. Кроме того, влияние погоды, в частности засуха, вызванная Эль-Ниньо, сократила транзит через канал и подвергла сомнению его надежность.По мнению экспертов, Суэцкий канал также сталкивается с проблемами, несмотря на урегулирование конфликта между силами США и хуситов. Крупные судоходные компании пока не готовы полностью возобновить свои операции в Красном море из-за некоторых неопределенностей.Следует отметить, что обе водные артерии остаются ключевыми для мировой торговли, и решение проблем, связанных с их функционированием, требует комплексного подхода и дальнейших исследований.Дополнительную нестабильность создает обсуждающийся в США вопрос о возможности возврата к практике каперских грамот. Это вызывает опасения и поднимает волну обсуждений о безопасности морских путей и контроле над ними. На этом фоне разворачивается борьба за контроль над другими морскими путями, отмечают авторы доклада. "Европейский союз обнародовал планы создания центра морской безопасности в Черном море, а также ввел санкции против судов "теневого флота" России, в то время как в Балтийском море происходили инциденты с задержанием российских судов", - говорится в докладе. Авторы подчеркивают, что оба моря имеют ключевое значение для российского экспорта.Каперская грамота, предложенная Эриком Принсом, вызвала дискуссии о возможности дать частным военным компаниям право захватывать суда контрабандистов. Это предложение вызвало волну недоумения и обсуждений в обществе. Важно отметить, что принятие такого закона может повлечь за собой серьезные последствия и вызвать международные конфликты.Ранее в мире каперская грамота была распространенной практикой, однако в настоящее время она не применяется. В США законодательство предусматривает возможность выдачи таких грамот, что вызывает споры и разногласия среди политиков и общественности. Неясно, какие могут быть последствия принятия подобного решения и как это повлияет на международные отношения."Росконгресс" отмечает, что вопрос о каперских грамотах становится актуальным и требует серьезного обсуждения. Важно тщательно взвесить все стороны этого вопроса и учесть возможные риски, связанные с допуском частных лиц к захвату судов.Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) - одно из самых значимых событий в мире бизнеса и экономики, собирающее лучшие умы и руководителей компаний со всего мира. В этом году форум пройдет с 18 по 21 июня, и РИА Новости рада быть информационным партнером этого мероприятия.
Источник и фото - ria.ru