24.09.2024 15:18 25
Русский музей завершил реставрацию картины Брюллова "Последний день Помпеи"
Государственный Русский музей завершил реставрацию картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи", написанную в 1833 году, сообщила гендиректор музея Алла Манилова.Этот проект реставрации был долгим и тщательным. Более девяти месяцев назад состоялся реставрационный совет в открытом расширенном формате, где участвовали ведущие специалисты музеев. Тогда было принято решение впервые за 200 лет провести комплексную научную реставрацию картины. Картина "Последний день Помпеи" является одним из величайших произведений русского художественного наследия. Ее историческая и художественная ценность неоценима. Во всемирном перечне шедевров она возглавляет список произведений отечественных художников, подчеркнула Алла Манилова.Эксперты Русского музея сообщили о проведенной реставрации картины, в ходе которой мастера провели ряд сложных процедур. Они удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, а также выполнили регенерацию лака. Эти меры направлены на сохранение и восстановление ценного произведения искусства.Одной из особенностей реставрации является необходимость удаления накопившегося лака с поверхности картины. По словам завотделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марата Дашкина, с течением времени лак накапливается, образуя желтый фильтр, который искажает восприятие цветов и текстуры произведения.Таким образом, процесс реставрации не только включает в себя технически сложные операции по восстановлению поверхности картины, но и требует внимательного подхода к удалению старых покрытий, чтобы вернуть произведению его первозданный вид и сохранить его на долгие годы.Эксперт по реставрации произведений искусства поделился интересной информацией о процессе восстановления картины. Кроме того, покрытие происходило на вертикальной плоскости, и лак образовывал затеки, искажая и ломая форму авторского рисунка. Мастера смогли уменьшить желтый фильтр и выравнить его по всей поверхности. "Тем самым на поверхности мы оставили тонкий слой лака. Картина стала однородной, появился авторский рисунок, звучность цветов", — пояснил эксперт.С декабря 2023 года ведущие специалисты Русского музея провели мероприятия по масштабному технико-технологическому и химико-биологическому исследованию картины и исторической рамы. Затем началась реставрация картины. Важным этапом работы было устранение затеков лака, что позволило вернуть оригинальную форму и цветовую гамму произведения. После завершения процесса восстановления, картина приобрела новое дыхание и восхитила зрителей своей красотой и глубиной.Эксперты Русского музея не только создали импровизированную реставрационную мастерскую в зале №86 корпуса Бенуа, но и предоставили уникальную возможность посетителям наблюдать за процессом восстановления искусственных предметов. Это решение, впервые примененное в отечественной реставрации, позволило гостям ближе познакомиться с трудом реставраторов.Помимо этого, специалисты Русского музея организовали серии мастер-классов для участников проекта "Друзья Петербурга", посвященные методам реставрации знаменитой живописи Карла Брюллова "Последний день Помпеи" и его исторической рамы. Участники смогли не только узнать об истории и технике реставрации, но и попробовать свои силы в восстановлении небольших деталей под наблюдением опытных мастеров.Таким образом, инициатива Русского музея не только способствует сохранению искусственного наследия, но и открывает новые возможности для образования и вовлечения публики в процесс сохранения культурного наследия.
Источник и фото - ria.ru