21.10.2024 09:16 29
Российские ученые разработали лазерные технологии для ремонта самолетов
В свете постоянного развития технологий в авиационной отрасли, ученые Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ) имени С.А.
Христиановича Сибирского отделения РАН обсудили перспективы использования плазменных и лазерных технологий для ремонта и обслуживания деталей и узлов самолетов холдинга S7. Эти инновационные методы могут значительно улучшить процессы обслуживания воздушных судов и повысить безопасность полетов.
Важным шагом в этом направлении стала рабочая встреча дирекции ИТПМ с руководителями S7 AirSpace Corporation, ООО "Технологии и моторы" и АО "БЭМЗ". Обсуждение перспектив использования новых технологий для ремонта и обслуживания самолетов на заводе в Бердске позволяет прогнозировать более эффективное использование ресурсов и сокращение времени на техническое обслуживание.Исследования, проводимые в ИТПМ СО РАН, направлены на поиск инновационных подходов к техническому обслуживанию авиационной техники. Плазменные и лазерные технологии могут не только ускорить процесс ремонта, но и повысить качество и надежность ремонтируемых деталей, что является критически важным в авиационной отрасли.Игорь Гуляев, старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН, подчеркнул в своем высказывании важность применения атмосферного плазменного напыления. Этот процесс используется для нанесения различных защитных покрытий, таких как износо- и корозионностойкие, теплозащитные, электроизоляционные и другие, в процессе изготовления и ремонта авиационных газотурбинных двигателей. Институт является разработчиком и изготовителем современной промышленной установки плазменного напыления "Термоплазма 50", которая основана на оригинальных электродуговых плазмотронах серии ПНК. Это оборудование представляет собой важное средство для обеспечения качественных и надежных защитных покрытий на деталях авиационной техники. Плазменное напыление является эффективным способом улучшения характеристик материалов и продлевает срок службы деталей, подвергающихся высоким температурам и агрессивным воздействиям. Таким образом, разработки ИТПМ СО РАН играют ключевую роль в обеспечении безопасности и надежности авиационной отрасли.Эксперты в области авиационных технологий подчеркивают, что одной из самых сложных и ответственных технологий является нанесение многослойных теплозащитных покрытий на лопатки турбины и камеры сгорания. Эти покрытия состоят из металлического жаростойкого слоя и керамического термобарьерного слоя, которые обеспечивают высокий ресурс работы в условиях высоких температур. Ученые акцентируют внимание на значимости этой технологии для безопасности и эффективности авиационных двигателей.Важным достижением ИТПМ СО РАН является разработка метода высокопрочной лазерной сварки авиационных материалов, включая титановые сплавы, алюминиевые и алюминиево-литиевые сплавы, а также разнородные материалы. Этот метод позволяет создавать прочные и надежные соединения, необходимые для авиационной промышленности."Мы разработали методику восстановления пера лопатки газотурбинного авиационного двигателя на основе титановых и никелевых сплавов", - отмечают специалисты. Этот подход позволяет увеличить срок службы и эффективность работы двигателей, что является ключевым фактором для безопасности полетов и экономической эффективности авиаперевозок.Лазерная технология является эффективным способом восстановления металлических и металлокерамических покрытий на перо лопатки, подчеркнул заведующий лабораторией, Александр Маликов. Этот метод позволяет сохранить не только форму и размеры детали, но и ее аэродинамический профиль, что критически важно для работы двигателей и других агрегатов. Важным достижением в области лазерной обработки является разработка метода лазерно-плазменной чистки лопаток двигателей от окислов после литья. Этот метод, успешно испытанный в лаборатории, позволяет эффективно удалять загрязнения, не повреждая металлическую поверхность и не изменяя характеристики лопатки.Кроме того, важно отметить, что применение импульсно-периодического СO2-лазера в процессе чистки обеспечивает точность и контроль за процессом, что повышает качество ремонта и продлевает срок службы деталей. Таким образом, лазерная технология не только обеспечивает эффективное восстановление, но и улучшает работу двигателей и других механизмов.Источник и фото - ria.ru